Предистория военно-исторических объединений в Киеве. Реконструкция.Моя маленькая армия

> Моя маленькая армия > Реконструкция

 

Фотографирование миниатюры
История
Игры
Типы игр
Изготовление фигур
Миниатюра
Оружие и доспехи
Техника покраски
Публикации
Реконструкция
Словарь
 

Реконструкция

Пожалованные отличившимся храбростию при победе
Схватки полного контакта
Как казаки славу добывали
Предистория военно-исторических объединений в Киеве
А судьи кто?

Предистория военно-исторических объединений в Киеве

Как в Императорской России, так и при Союзе древний Киев являлся по своей духовной значимости третьим городом после двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Как и в других городах (за традиционным исключением невской столицы) интересы к различным аспектам военной истории смогли начать более-менее проявляться здесь лишь в результате знаменитой 'оттепели', с первой половины - середины 70-х гг. Этот первоначальный период можно назвать 'временем становления личных контактов', когда будущие создатели обществ и клубов знакомились друг с другом.

"Доклубное время"

А.А.Петровский. 1900-1984 гг. Фото конца 70-х гг.Как и в столицах, основными 'темами', вызывавшими наибольший интерес, были униформы и военная история (как России, так и особенно - ее противников - ввиду минимума или отсутствия доступной информации) Петровского времени, Наполеоновских войн; Первая Мировая (Великая) война; особенно (и наиболее 'конспиративно', доверительно)- Гражданская Война в России с ее Белой (и национальных) сторон. Внешним 'практическим' проявлением, объединявшим любителей, было самостоятельное изготовление и коллекционирование 'исторических' солдатиков. Наиболее распространенными материалами были бумага и олово; гораздо реже - пластилин, и уж совсем редкими в те годы - фанерные; несколько позже - к середине 70-х - появился новый материал - модурит. Эти солдатики обыкновенно служили своему прямому историческому назначению - моделировке боевых построений и сражений. В различных 'микрогруппах' любителей разрабатывались свои (достаточно упрощенные) правила для этих 'настольных' (иногда - 'напольных') игр, основанные на бросках кубиков. Европейские пластмассовые объемные миниатюры исторических солдатиков, масштаба 1:72, предназначенные для этих игр с послевоенного времени и заменившие тем самым классических 'плоских' 'нюренбергских' солдатиков 19- начала 20 в. (высотой 3 см) были тогда в Москве и провинции большой редкостью, как и сложные европейские игровые правила. Кроме того, большинство этих ранних любителей хранили (и до сих пор хранят) коллекции доступных покупных советских солдатиков из олова и пластмассы.

На середину 70-х годов в Киеве значительными коллекциями самодельных исторических солдатиков обладали К. Е. Гломозда (бумага; высотой менее 2 см, но при значительной массовости; наполеоника), В. И. Бузало (бумага; наполеоника - в основном - Польша и 'сателлиты'), автор (бумага; разные эпохи). Уникальное явление составлял единственный в Киеве хранитель настоящего европейского 'кригсшпиля' начала 20 в., обладатель редчайшей коллекции подлинных 'нюренбергских' солдатиков, один из последних настоящих Александрийских гусар - участников Великой Войны Александр Александрович Петровский (ум. в декабре 1984г.). С его именем связано возрождение в Киеве исторической традиции 'плоской' военно-исторической миниатюры. Кроме него, мощная традиция 'кригсшпиля' поддерживалась в Ленинграде-Санкт-Петербурге, где ее до 50-х гг. сохранил под эгидой военно-исторической секции Ленинградского дома ученых полковник Михаил Викторович Люшковский, обладатель одной из крупнейших в Европе коллекций оловянных солдатиков (ныне эта коллекция находится в Музее Суворова в Санкт-Петербурге). В 1956 г. частью фигур из более чем стотысячной коллекции перед членами секции он демонстрировал ход сражения на Чудском озере. С 1968 г. кружок военной истории был создан при музее Суворова в том же Ленинграде (с 1988 г. получил статус клуба).

В других городах, в т.ч. Москве и Киеве, все эти интересы к дореволюционной ('непатриотической') военной истории начинают легализовываться более чем десятилетие спустя. Более-менее допускаемыми советской пост-сталинской идеологией с периода Второй Мировой войны, были темы, связанные с победами Александра Невского и темой войны 1812 г.

Они были первыми. Слева направо: Алексей Приходько, Владимир Назарчук, Лев Кипнис 'Доклубный' период личных встреч и частных (по-двое, по-трое) знакомств длился в Киеве до 1985 г. Еще в частном порядке отдельные члены будущего клуба посещали поля сражений при Полтаве, Бородине; двое-трое счастливчиков даже побывали на поле Аустерлица. Интересны были сюжеты, когда киевляне 'выходили' на ленинградских 'коллег в хобби', те связывали их с Москвой (где мы чаще бывали ввиду большей территориальной близости); затем москвичи, встречаясь на Бородинском поле с киевлянами, давали им адреса киевлян-же. Так произошло, например, знакомство будущего ядра французской части Киевского будущего клуба - батальона Эльба: Г.Введенский и Вл.Мезенев в 1979г.'вывели' Вл.Назарчука на москвичей - П.Космолинского, П.Коновальчука и А.Сомова, последние из которых сообщили в бородинские дни 1980 г. его координаты другим киевлянам - А.Приходько (известен впоследствии под псевдонимом Массена) и Л.Кипнису (псевдоним Леон). Осенью 1980 г. в Киеве и состоялось это знакомство, а уже через Вл.Назарчука - и последующие киевские контакты - с В.И. Бузало и К. Е. Гломоздой.

Москва всегда служила для киевлян главным источником информации: оттуда на несколько недель (или даже дней) привозились 'с оказиями' неизвестные здесь выпуски МАА, ксерокопии книг В. В. Звегинцова, воспринимавшиеся тогда чуть-ли не как униформологическое откровение книги Функенов. Все это переписывалось, перерисовывалось, обрабатывалось. Очень многим здесь помогал киевлянам буд. первый командир Московских драгун Ник. Ник. Ершов, не скупился на информацию по Гражданской Войне и А. Дерябин. С помощью Павла Коновальчука киевляне успели познакомится в Загорске с последним из старых мастеров оловянных классических солдатиков и, пожалуй, последним 'черным гардемарином' Русского Императорского флота, пережившим парижскую эмиграцию Львом Александровичем Майдановичем (ум. в феврале 1984г.). С 1981 г. через А. А. Петровского начался добрый контакт киевлян с В. Мельниковым ('Мельников-Брянский', в будущем руководитель клуба 'Арсеналъ'). Уже в 1982 г. П. Космолинский объединил москвичей в первое подобие 'клуба по интересам' - 'Военно-Историческую Комиссию'. В Ленинграде военно-исторический клуб (клуб французских фузилеров наполеоновской эпохи Олега Соколова, в который впоследствии были вхожи и киевляне) существовал еще с 1978 г. Наконец, в начале мая 1985 г. группа киевлян решила создать свой военно-исторический клуб.

Первый период клуба

Историческая статья об организации клуба Это первое историческое заседание происходило 2 мая 1985 г. в кафе 'Мороженое' на бывш. ул. Ленина (где еще в прошлом году было кафе 'Максим' на ул. Б. Хмельницкого) в Киеве. Следует перечислить имена этих 'отцов-основателей' весьма разросшегося сейчас движения. Это были В. И. Бузало, К. Е. Гломозда, Вл. Назарчук, А. Приходько, Л. Кипнис. Были также А. Ковалинский, М. Кихно и О. Мнышенко. Главным организатором будущего клуба был наиболее подготовленный в подобных административных вопросах В. И. Бузало. На приведенном здесь фото cлева направо: Алексей Приходько, Владимир Назарчук, Лев Кипнис.

Первый ('домундирный') период длился до сентября памятного для всего военно-исторического ('патриотического') движения бывш. СССР 1988 г. Как таковой, клуб официально нигде заригстрирован не был, своего помещения не имел. Собрания продолжались в различных местах (обычно - по различным кафе, в парках или на квартирах), но на них уже начали появляться все новые люди. Тогда появились И. Лобастов, известный впоследствии международный мастер военно-исторической миниатюры Дм. Шевчук, В. Борисов, Д. Дембик и др. В основном, первоначально это были те, которых принято называть 'любителями военно-исторической миниатюры'. Первая большая выставка исторических солдатиков в 1988г.В ноябре 1985 г. первые члены клуба на квартире Вл. Назарчука устроили Георгиевский праздник (на квартире, украшенной для этого вензелями и флагами, что, как сам факт, в те годы было весьма опасным, особенно на Украине); в марте 1987 в Республиканском Дворце Пионеров была устроена первая маленькая (в одной витрине) выставка солдатиков и в сентябре того же года В. Бузало и Вл. Назарчук впервые выступили о солдатиках и военно-историческом клубе по республиканскому телевидению. Еще одна такая микровыставка была устроена в Доме профсоюзов. Наконец, в 1988 г., благодаря все тому же неутомимому организатору В. И. Бузало клуб сумел полуофициально 'прибиться' к одному из киевских музеев - Косому капониру (министерства культуры), памятнику фортификации середины 19 в., которому по тематике были не чужды военно-исторические интересы. Первым 'вкладом' в это сотрудничество с музеем и его директором Ю. Я. Кулиничем (старшим) была проведенная осенью силами уже достаточно многочисленного клуба большая выставка исторических солдатиков, сопровождаемая оригинальными гравюрами, открытками, предметами военного быта 19- нач. 20 вв. и их копиями. С этого времени клуб получил более-менее постоянное место сборов в зале музея.

Как отмечал один из пресс-релизов ВИК в конце 1988 г. - 'подобного (т.е. военно-исторического и униформированного) движения в истории Отечества, еще не было. Оно могло родиться только в эпоху перестройки..'. К концу 1988 года по всей стране создавались десятки военно-исторических клубов и групп, и уже в феврале следующего - 1989 г. - на объединительной Конференции Федерации их насчитывалось более 40 (тогда как в 1987 московская ВИК фиксировала их - вместе с Киевом - всего лишь 5) ...

1988 г.

'Славный год сей минул...'

От начала и до конца год этот - 1988 - для всех любителей военной истории был насыщен событиям колоссальной важности. Еще прежде московский ВИК, созданный в 1982 г. на общественных началах, сумел найти себе 'крышу' при Центральном Совете Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИК) и стал пользоваться его официальным адресом. Руководители ВИКа - председатель П. Космолинский и его заместитель А. Таланов - ориентировали работу ВИКа на пропаганду (в целях 'историко-патриотического воспитания') российской военной истории. Основной официальной формой деятельности были лекции в различных организациях и московских школах, выступления и участие в многочисленных выставках. Обычно ВИК представлял на них 'военно-историческую миниатюру' т.е. солдатиков, преимущественно - крупных (1:32) оловянных работы самого Петра Космолинского, как одного из пионеров-мастеров объемных (т.н.'пластических') фигур из олова, уникальных модуритовых фигур А. Сомова и др. членов ВИКа. Многие из этих фигур поступали в музеи. В 1987 г. на юбилейной бородинской выставке было представлено около 300 фигур. Москвичи полулегально начали 'издавать' машинописто-ксероксным способом для новых любителей 'Выпуски ВИКа' с различными материалами по русской и иностранным армиям 18- начала 20 в. Эти выпуски попадали в клубы других городов, где уже тиражировались вторично. Коммерческая сторона для ВИКа в распространении этих материалов, как и в участиях в выставках, присутствовала незначительно. Надо отметить, что такой самиздатовский метод просвещения любителей военной истории задолго до ВИКа появился в Ленинграде - еще с середины 70-х гг. там начали 'выходить' т.н. 'Планшеты (или Выпуски) Т.В.П.'. Названые первоначально по авторским инициалам г-на Турусова (впоследствии - инициалами других авторов-составителей), эти ленинградские материалы большей частью были посвящены наполеоновской эпохе; в Киев они попадали в основном через Брянск.

Новый этап в деятельности клуба - 'мундирный'Активная пропаганда военно-исторической миниатюры и славных русских воинских традиций 18-19 вв. в действительности не являлась единственным 'направлением' ВИКа. Большинство его членов активно разрабатывали и исследовали темы Белой Гвардии периода гражданской войны - униформы, персоналии, хроники, быт и фольклор частей. У большинства 'аматоров' имелись более или менее правильные комплекты униформы, кое-что из снаряжения на период Великой и гражданской войн. В этих мундирах проходили встречи единомышленников, выезды за город ('маневры'). Это можно назвать еще 'подпольным периодом' будущего движения военно-исторической реконструкции.

Сердцем этого направления в ВИКе был 'Генерального Штаба полковник' А. Дерябин, носивший форму Корниловского ударного полка. Вокруг него группировались другие 'белые добровольцы' - А. Каращук, А. Шахов, Езеев, масса 'сочувствующих'. В Киеве это направление разрабатывал Вл. Назарчук. Соратники полковника Дерябина были наиболее информированными, но не единственными 'белогвардейцами' в Москве.

Один из документов Федерации ВИКВ несколько меньшей форме 'подпольная' до-ВИКовская реконструкция униформ развивалась в группах московских поклонников Германии периода Второй мировой войны (в Киеве это направление в массе практически отсутствовало). Многочисленные носители этих интересов были гораздо лучше снабжены подлинными реалиями своей эпохи (многие из них специально занимались раскопками на местах боевых действий), чем 'белые', также имели комплекты униформ, но повышенные интересы к этой 'теме', как и 'белой', также совершенно не приветствовались официальной властью. С еще большей строгостью они не приветствовались провинциальными национальными властями, и в первую очередь - на Украине, события на территории которой как во время Гражданской войны, так и Второй мировой имели свои яркие национальные особенности, не укладывавшиеся в схемы советского народа.

Гораздо менее многочисленные, но в ВИКовском московском 'полуподполье' существовали также аматоры Красной Армии (и НКВД) на довоенный период.

В Ленинграде также (и, возможно, в гораздо большей мере, ввиду колоссальной живой информативности и замкнутым традициям утратившего двухсотлетний столичный статус города) также существовали кружки и группы очень хорошо снабженных реальными предметами поклонников Великой, Гражданской и Второй мировой войны, но связи с московскими и киевскими Северная Пальмира обычно держала подчеркнуто корректно и весьма прохладно. Несколько ближе связи эти были между любителями оловянной миниатюры. Вл. Мезенева хорошо и тепло знали и москвичи, и киевляне, и брянцы.

Ленинградские группы 'черных археологов' на местах сражений последних войн были наиболее активными (возможно, за исключением крымских групп Восточной войны). Условия находок предметов Второй мировой войны в Карелии и прочих северных территориях, количество и сохранность этих предметов (вплоть до предметов из кожи и ткани) неизмеримо лучше, чем в массе в средней полосе и на Украине.

Однако уникальнейшим явлением военно-исторической реконструкции 'доклубного' периода была ленинградская группа наполеоновских французов.

А в СССР прорвалось военно-историческое движение живой реконструкции!

Начало его было положено военнослужащими - офицерами Группы Советских войск в Германии (ГСВГ), служившими в Лейпциге. В 1986 г. офицер СА А. Новиков создал в одной из воинских частей ГСВГ клуб 'Слава Отечества'. К первым членам этого клуба принадлежал также ст. лейтенант СА А. Крылов. Пожалуй, этот клуб первым начал 'обшиваться' и исполнять воинские ритуалы на местах 'Битвы Народов' под Лейпцигом. Офицеры и нижние чины СА большей частью самостоятельно делали себе амуницию и униформу Черниговского полка 1805-1813 гг. Они столкнулись с международным движением реконструкции наполеоновского времени: лейпцигским немецким клубом 'Битва народов' Ганса-Йоргена Доннэра (единственного, имевшего в ГДР научный диплом специалиста в униформологии), чешским (тоже 'военно-патриотическим') клубом 'Аустерлиц'. Эти первые 'черниговцы' несли торжественные караулы у Главного монумента и военных памятников Лейпцигской битвы, стояли молебны в Русском Храме-памятнике - православной действующей церкви в Лейпциге, в крипте которой похоронены многие русские офицеры, погибшие в 1813 г. Частично 'обмундировываться' им помогали и немцы. 'Черниговцы' принимали участие вместе с немецкими униформированными клубами в празднованиях юбилеев различных немецких городов - Берлина, Иены. Именно эти офицеры - 'черниговцы' привезли из Восточной Германии (и 'пробили' здесь) практическое начало движения военно-исторической реконструкции.

Паром с первым составом 'французской' группы клуба пересекает Ла-МаншКапитан А.Новиков, переведенный из ГСВГ в 1987 г. в Ленинградский ВО, и вдохновленный идеями военно-исторической живой реконструкции, сумел провести через Отдел спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ идею о подготовке и проведении военно-исторического похода, посвященного Отечественной войне 1812 г. и заграничным походам русской армии 1813-14 гг. ВИК ЦС ВООПИК и другие аматоры военной истории это поддержали и ЦК ВЛКСМ это направление принял. Со стороны ЦК за первыми шагами нового движения было поручено следить одному из инструкторов ЦК В. В. Кривопускову.

А вот так они смотрелись на полях 'реконструированных' сражений наполеоновской эпохиВ России начался ускоренный процесс обшивания и униформирования. Капитан А. Новиков организовал в Ленинграде клуб (тоже под названием 'Слава Отечества') и начал создавать Лейб-гвардии Гренадерский полк (униформируемый на 1812 г). В этот клуб входило много военнослужащих; мундиры и амуницию, как и в Германии, в большинстве делали самостоятельно. Как отмечалось это явление в документах того времени - 'Создание клуба в воинской части способствует укреплению дисциплины, искоренению 'дедовщины', развитию дружбы и товарищества между рядовыми и командным составом'.

Там же, в Ленинграде, при кружке Суворовского музея его председатель Г. Э. Введенский начал формировать Преображенцев. В Москве, по призыву еще одного бывшего 'черниговца' - капитана В. Семченко, тоже началось ускоренное 'обшивание' и подготовка к лету 1988 г. ВИК начал готовить уже 'живых' солдат наполеоновских времен. Почти все это были 'полки' русской армии.

Киевляне обо всей этой деятельности больше знали понаслышке и относились осторожно. Единственным, приглашенным из Киева принять участие в этом первом на территориях СССР военно-историческом походе-реконструкции, был А. Приходько, выступавший в мундире французского солдата. И лишь в середине 1988г. в Киев из ГСВГ был переведен еще один 'старый черниговец' - ст. лейтенант СА А. Крылов, с которым и связана резкая активизация нашего провинциального 'болота'.




 

История

Мы из рода русского или славянского?
Альтернативная версия истории возникновения Киевской Руси,...
Закат европейского рыцарства
"Побеждать и терпеть поражения надлежит с честью"(Пьер...
Столетняя война 1338-1471 гг.
Так получилось, что 'самая длинная' в Европейской истории война...

 

Фотографирование миниатюры

Установка освещения
Этим словом обозначается положение объектива камеры относительно...
Установка освещения
Грамотная установка освещения, это одно из самых главных условий...
Параметры съемки
Итак, как мы с вами условились, у нас в руках «цифровик» с...
Оборудование
Для работы нам потребуются фотоаппарат, две настольные лампы и...

 

Реконструкция

Как казаки славу добывали
Приглашение получено, виза наконец оформлена и тут возникает очередная проблема: 'За какие деньги?', ведь рыцари - народ небогатый. Но при этом не обойденный вниманием в...
А судьи кто?
Братья рыцари!Спешим уведомить, что в текущем году (это был 1997 г.) исполняется 680 лет со дня получения городом Люблином Магдебургского права. Эту годовщину с размахом...
Схватки полного контакта
Поединки с различными видами оружия в стилях разных эпох всегда привлекали благодарного зрителя, возвращая нас в давние времена рыцарской отваги. В Украине увидеть...
Пожалованные отличившимся храбростию при победе
Руководитель шоу-группы 'Рыцари Украины', член Национальной Федерации рукопашного боя Украины Владимир Владимиров рассказывает о своей уникальной коллекции наградного...
Предистория военно-исторических объединений в Киеве
Как в Императорской России, так и при Союзе древний Киев являлся по своей духовной значимости третьим городом после двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Как и в...

 

Миниатюра

Коллекционирование
Коллекции оловянной миниатюры как ни одна другая область собирательства отражает вкусы и запросы своих владельцев - ведь творческий подход и собственное участие в...
Масштабы
Для традиционных оловянных фигур масштаб указывается в миллиметрах:15 мм, 25 мм, 30 мм, 36 мм, 43 мм, 54 мм, 90 мм, 120 мм. Перечисленные масштабы наиболее...
Виды военно-исторической миниатюры
Сейчас существует две основные групы фигур, разные по происхождению:Традиционные фигуры - произошли от классического оловянного солдатика. В этой группе несколько...
Краткий очерк развития скульптуры малых форм
На протяжении тысячелетий миниатюрные фигурки отражают эволюционный путь развития человеческого общества. Они выпускались какими угодно - от примитивных произведений...


Ваши пожелания.