Масштабы. Миниатюра. Моя маленькая армия

> Моя маленькая армия > Миниатюра

 

Фотографирование миниатюры
История
Игры
Типы игр
Изготовление фигур
Миниатюра
Оружие и доспехи
Техника покраски
Публикации
Реконструкция
Словарь
 

Миниатюра

Коллекционирование
Масштабы
Краткий очерк развития скульптуры малых форм
Виды военно-исторической миниатюры

Масштабы

Для традиционных оловянных фигур масштаб указывается в миллиметрах:

15 мм, 25 мм, 30 мм, 36 мм, 43 мм, 54 мм, 90 мм, 120 мм. Перечисленные масштабы наиболее употребительны. Стандартными среди них являться 30 мм для плоскатуры и 54 мм для объема. Обозначение в миллиметрах - это не высота фигуры, а условное обозначение. При этом надо отметить, что для объемных фигур малых размеров характерна гротескная диспропорциональность.

Абсолютное большинство (95%) плоских фигур выполнено в масштабе 30 мм (считается по уровню глаз пехотинца, что неудивительно - высота головного убора может повлиять на общую высоту фигурки очень существенно. Толщина их обычно около 2 мм. Фигурки 19в были меньше (28мм), современные часто достигают размера в 31-32 мм. Другие известные масштабы включают 20мм, 40мм, а также размер от 60 до 80мм, большинство из которых представляют исторических персонажей.

Интересным является масштаб 'почти 40 mm', такие фигурки производились в Северной Германии в 19-м веке (Wegmann, Dubois и др.) и предлагались покупателям в период между мировыми войнами ганноверской фирмой "RIECHE", которая добавляла свои собственные разработки. В 1945-м вся собственность фирмы была полностью уничтожена бомбардировками союзников. Теперь это большая редкость... и ценность. Среди "30 mm" фигур особо ценной является продукция ALLGEYER, выпускавшаяся с 1850 г. Новые находки по солдатикам ее производства продолжаются и по сей день.

С модельными фигурами проще. Обозначения даются в соотношении: 1 : 72, 1 : 43, 1 : 35, 1 : 32. Разделив рост реального человека в 175 см, например, на 35 (1 : 35), получим 5 см. Полученный результат - высота модельной фигурки в положении 'смирно' от пяток до макушки.

Как правило, именно такие фигурки используются в варгеймах для представления армий противников. Какой же масштаб выбрать игроку?

Наиболее приемлем вариант - 1;72. Если переводить этот масштаб в миллиметры, то 22 мм. Солдатики этого масшта6а получили прозвище "блохи" . У нас он имеет наибольшее распространение, их легко найти как в пластике (заслуженной популярностью уже давно пользуются сравнительно недорогие наборы таких фирм, как Italieri, Revell, ESKI, Airfix и последние пару лет - российская Звезда), так и в олове (как правило, это переведенные в металл фигурки тех же фирм или сделанные на их основе видоизмененные солдатики).

В Европе играют 15 и 25 миллиметровыми оловянными фигурками, которые у нас не встречаются. 20 мм солдатик занимает промежуточное положение между ними. Их можно выставить против 15 или 25 милиметровых, при этом не будет большого различия в размерах. Выбрав масштаб 1:72, вы получаете много преимуществ.

Так, чем меньше солдатики, тем больше их можно разместить на игровом столе и тем больше армию можно сделать. Ваша армия будет занимать мало места в вашей квартире и ее легко можно перевозить с места на место для проведения баталий на выезде. При желании 22 мм солдатика можно довольно детально расписать, а можно сделать упрощенный вариант раскраски, доступный практически каждому. Погрешности отдельных фигурок будут мало заметны при выстроенном подразделении.

Солдатиков Вы можете сделать и сами. Из пластилина можно слепить солдатика в любой форме или позе, его можно перевооружать и переделывать на свое усмотрение. До начала 90-х годов для многих игроков, особенно на периферии, альтернативы ему не было (вот одна из первых широко известных в СНГ публикаций по варгеймам, где речь идет как раз о пластилиновых фигурках). Сейчас ситуация изменилась в корне, и возникает проблема выбора. Оловянные фигурки, конечно, предпочтительнее. Они тяжелее, а значит - устойчивее, их можно не только расписывать но и видоизменять, подгибая руки и ноги. Главное достоинство - можно подобрать фигурки самостоятельно, так как оловянные солдатики продаются обычно поштучно или отрядами по 4-5 штук, а пластмассовые наборы нужно покупать полностью независимо от того, все ли фигурки в нем Вам нужны или нет. Можно даже заказать целую армию, составленную по вашему желанию, если обратиться к мастерам-солдатчикам. Например, в Киеве можно купить оловянные копии и различные переделки на наполеоновский период по своему выбору.

Но, в отличие от просто коллекционирования, масштаб фигур - это не единственный принятый в военных играх масштаб. Их несколько:

- масштаб фигур;

- масштаб подразделения;

- масштаб расстояний;

- масштаб времени.

Прежде чем перейти к другим масштабам, нужно определиться с периодом игры. Так сложилось, что большинство игроков разыгрывают сражения эпохи Наполеоновских войн. Этот период был очень насыщен сражениями, это эпоха расцвета регулярных армий, цветового разнообразия униформ разных войск, плюс к этому период интересен по применяемой тактике, хорошо изучен и отображен в исследованиях и специальной литературе. В нашем примере на него мы и сделаем армию.

Сначала нужно выбрать страну. Затем выяснить организацию и численность войск, их форму, вооружение и приступить к формированию армии. Но здесь возникает одна проблема. Пехотный батальон в это время насчитывал 600-800 человек. Сделать столько солдатиков в одинаковой форме будет очень долго, дорого и не совсем интересно. Для решения проблемы в играх принимают масштаб подразделения, когда одна фигурка изображает несколько солдат. Выделяются четыре основных способа моделирования частей:

* постоянным составом,

* пропорциональное по численности,

* структурное,

* штатно-структурное или разномасштабное.

Рассмотрим каждый из названных способов на примере создания модели пехотного полка Наполеоновской эпохи в 2 батальона со штабом. Состав батальона - 4 роты, рота силой в 150 человек, из них 5 офицеров, 4 музыканта, 12 унтер-офицеров и 129 рядовых. Полагаем, что штаб полка насчитывал 20 человек, а полк - всего 1220 человек.

1. Моделирование постоянным составом. Численность полка задается постоянной для всех частей. При этом полк любого состава моделируется всегда одинаково вне зависимости от организации части (числа батальонов или силы роты). Наиболее удобные для этого масштабы: 1:30, 1:20, 1:10.

Тогда пехотная рота численностью 180 человек будет соответственно изображаться: 6; 9; 18 фигурками. Батальон из 4 рот соответственно - 24; 36; 72 фиг. Полк из 4 батальонов - 72; 108; 216 фигурок. Дивизия из 4 полков - 288; 432; 869 фигурок. А масштаб армии Вы должны выбрать в зависимости от того, что Вы хотите изобразить. Для отыгрывания Бородинского сражения лучше взять масштаб армии 1:100. Тогда на Бородинском поле у Вас будет с каждой стороны по 1200 солдатиков, кавалерийский полк будет изображаться 5-10 фигурками, а пехотный полк 15-30.

Обычно для игры берется масштаб армии 1:30 (1:33). Пехотный батальон в этом масштабе изображается 24 солдатиками плюс командир, всего 25 фигур - в пересчете это 750 солдат.

2. Пропорциональное по численности моделирование предполагает представление полка фигурками численностью в несколько раз меньшей, чем штатный состав полка.

Так, при десятикратном уменьшении численность полка в 1220 человек будет смоделирована 122 фигурками, при 40-кратном - уже 30 фигурками. Можно составить "штат" модели полка, представляющей пропорциональное уменьшение состав части в масштабе 1:40 как батальон - 12 рядовых, полк 24 рядовых и б фигурок других чинов (например, 2 офицера, 2 знаменосца и 2 музыканта).

3. Структурное моделирование предполагает сохранение в модели организационной структуры части, позволяя составлять на макете комбинации из отдельных подразделений полка.

Подход может быть различным в зависимости от того, что берется за основу структурной модели. Если это батальон пехотного полка, то в первую очередь определяется численность батальона и, исходя из принятой организации, рассчитывается численность модели полка. Так для рассматриваемого примера можно взять в качестве структурной основы батальон в 20 фигурок, тогда полк будет состоять из 40 фигурок + штаб. Если в качестве основы моделирования взята рота (4 фигурки), то численность полка будет 4*4*2=32 + штаб из 3-4 фигурок. В кавалерийских полках в качестве основы структуры берется эскадрон или шеренга.

Отметим, что пропорциональное и структурное моделирование отличаются только акцентами: в первом случае за основу берется общая численность части, а во втором - численность отдельных подразделений полка.

4. Штатно-структурное моделирование предполагает разные масштабы численности для рядовых и остальных чинов полка; отсюда другое название такого подхода к моделированию - разномасштабное.

К примеру, в полку сохраняется весь офицерский и унтер-офицерский состав, а также музыканты, а численность рядовых в каждой роте уменьшается до 18. Тогда модель имеет численность: рота 8+21=39 фигурок, а полк=39*8+20=312+20=332 фигурки.

Другой вариант разномасштабного моделирования: численность рядовых в роте уменьшается в 10 раз, а остальных чинов - только в 4 раза; тогда рота моделируется 12 фигурками рядовых, 1 офицером, 1 музыкантом и 3 унтер-офицерами, а полк включает 141 фигурку.

Как отмечается в [2], штатно-структурное моделирование имеет неоспоримое преимущество при моделировании построений отдельного полка. Если моделируется соединение из нескольких полков, целесообразно использовать структурное моделирование. Если же воспроизводится эпизод сражения или реконструируется отдельный бой с большим количеством частей, то лучше использовать пропорциональное моделирование или моделирование полков постоянного состава. Коллекция патриарха российских коллекционеров М.В. Люшковского, ориентированная на моделирования масштабных исторических событий, была построена именно по модели полков постоянного состава.

Отметим, что штабы соединений, как правило, моделируются особо, не пропорционально численности подчиненным частям: часто командование соединения включает командира соединения, начальника штаба, 3...5 адъютантов и ординарцев, а также конвой.

Вторым исключением является артиллерия. Изобразить одной пушкой 30 орудий будет неправильно. Ведь артиллерия была разделена на отдельные тактические подразделения по 4-12 стволов в каждом. Здесь нужно другое соотношение. Лучше взять 1:4. Тогда русскую артиллерийскую роту будут изображать 3 пушки, а французскую - 2 пушки.




 

История

Мы из рода русского или славянского?
Альтернативная версия истории возникновения Киевской Руси,...
Закат европейского рыцарства
"Побеждать и терпеть поражения надлежит с честью"(Пьер...
Столетняя война 1338-1471 гг.
Так получилось, что 'самая длинная' в Европейской истории война...

 

Фотографирование миниатюры

Установка освещения
Этим словом обозначается положение объектива камеры относительно...
Установка освещения
Грамотная установка освещения, это одно из самых главных условий...
Параметры съемки
Итак, как мы с вами условились, у нас в руках «цифровик» с...
Оборудование
Для работы нам потребуются фотоаппарат, две настольные лампы и...

 

Реконструкция

Как казаки славу добывали
Приглашение получено, виза наконец оформлена и тут возникает очередная проблема: 'За какие деньги?', ведь рыцари - народ небогатый. Но при этом не обойденный вниманием в...
А судьи кто?
Братья рыцари!Спешим уведомить, что в текущем году (это был 1997 г.) исполняется 680 лет со дня получения городом Люблином Магдебургского права. Эту годовщину с размахом...
Схватки полного контакта
Поединки с различными видами оружия в стилях разных эпох всегда привлекали благодарного зрителя, возвращая нас в давние времена рыцарской отваги. В Украине увидеть...
Пожалованные отличившимся храбростию при победе
Руководитель шоу-группы 'Рыцари Украины', член Национальной Федерации рукопашного боя Украины Владимир Владимиров рассказывает о своей уникальной коллекции наградного...
Предистория военно-исторических объединений в Киеве
Как в Императорской России, так и при Союзе древний Киев являлся по своей духовной значимости третьим городом после двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Как и в...

 

Миниатюра

Коллекционирование
Коллекции оловянной миниатюры как ни одна другая область собирательства отражает вкусы и запросы своих владельцев - ведь творческий подход и собственное участие в...
Масштабы
Для традиционных оловянных фигур масштаб указывается в миллиметрах:15 мм, 25 мм, 30 мм, 36 мм, 43 мм, 54 мм, 90 мм, 120 мм. Перечисленные масштабы наиболее...
Виды военно-исторической миниатюры
Сейчас существует две основные групы фигур, разные по происхождению:Традиционные фигуры - произошли от классического оловянного солдатика. В этой группе несколько...
Краткий очерк развития скульптуры малых форм
На протяжении тысячелетий миниатюрные фигурки отражают эволюционный путь развития человеческого общества. Они выпускались какими угодно - от примитивных произведений...


Ваши пожелания.